Куда ведут дороги?

теґи: роман, Фэнтези

 

 

Роман молодого мелитопольского автора Марины Саклаковой, вышедший в2008 году при поддержке общественного движения «Родной город – Мелитополь», заслуживает пристального внимания читателей  и литературоведов.

Текст безусловно принадлежит к популярному сегодня жанру фэнтези. По утверждению авторов «Википедии», жанр ведет свое начало от мифов Древней Греции и средневековых эпосов. Влияние на формирование жанра, которое происходило в начале ХХ в.,  оказали средневековые романы. Особенно, по мнениюАнджея Сапковского, так называемая артурианская  легенда. Главным идеологическим сюжетом легенд о Короле Артуре являются поиски рыцарями Круглого стола чаши под названием Священный Грааль[1].

В романе М.Саклаковой присутствует традиционный набор жанра фэнтези: использование мифологических и сказочных мотивов, квест (миссия) главного героя, борьба Света и Тьмы.  Главный герой – Рорк – монах ордена светопоклонников, наполовину человек, наполовину зверь, обладает даром целительства, спасает от смерти многих людей, но не может до конца  разобраться в самом себе. В этом ему отчасти помогает главная героиня – принцесса Сана. Рорк по воле судьбы встречает Сану и, повинуясь вначале чувству долга, сопровождает ее в непростом путешествии. Текст насыщен описаниями приключений, подстерегающих героев на пути, приключений в духе Дюма, из которых храбрый Рорк  выходит победителем. Но в создании образа героя автор не идет традиционным путем – Рорк  – это не рыцарь без страха и упрека, наоборот, в нем много внутренних противоречий, он ищет себя, ищет свое место, свое предназначение. И именно это делает этого мифического героя человеком, очень близким современному читателю.

Роман написан в так называемом стиле «меча и магии», самым старым в жанре фэнтези. Авторский текст – не что иное как героическое фэнтези – приключения  героя (Рорка), сильного и опытного, нередко не являющимся носителем абсолютного добра (в данном случае – существование в одном физическом теле фактически двух – Человека и Зверя). Следует отметить, что именно этот поджанр развился в России на почве славянской культуры, породив особую разновидность – «Славянское фэнтези», в ключе которой, по нашему мнению, написан и текст Марины Саклаковой.

«Дорога куда-нибудь» относится к литературе постмодерной. Не только по времени написания,  по стилю, но и по отсутствию чистоты жанра. Да, на первый  взгляд это безусловно фэнтези, но большая  доля отводится в тексте раскрытию психологии героя, и, возможно в большей мере, психологии женщины. Главная героиня Сана – равна мужчине по силе разума и магии. Она обретает дар понимания языка зверей и где-то с середины романа выполнение главной миссии (квеста)  – поиск Источника – возлагается именно на нее, а не на Рорка.  Герои полюбили друг друга, но не это чувство становится главным при определении своего места в жизни, своего предназначении. Автор идеализирует отношения мужчины и женщины, выступает некоторым образом за идеалы феминизма, позволяя героине искать себя вне отношений с мужчиной: «…пойми  меня и в этот раз. Это просто жажда познания, реализация своих  возможностей, воплощение мечты… Это важно для меня» [2]. Раскрывает автор в романе и вечные проблемы – любви, дружбы, преданности, добра и зла, служения людям. Описание дворцовых интриг в Притии, борьбы за власть позволяет говорить о наличии элементов приключенческого жанра. Смесь фэнтези, психологического и приключенческого романа, а также присутствие в тексте идей  системы Симорона (в основе которой – представление о мире как о Целом, как о совокупность игротек, в которых каждый из нас выступает в роли  игрока, за которыми скрывается подлинный Хозяин – Целостная Природа)  и позволяет отнести текст Марины Саклаковой к постмодерной литературе.

 

 

[1] http://ru.wikipedia.org/

[2] Саклакова М. Дорога куда-нибудь: Роман. – Мелитополь, 2008. – С.256.